Преступление и наказание

Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». Д.А.Шмаринов, 1955

Евангельская глава о воскрешении Лазаря идейно и структурно формирует «Преступление и наказание».

Предвестие Воскресения Христова и залог воскресения и восстановления всех людей, уверовавших в Него, как бы не были они растлены грехом, является центром этого произведения.

«Что есть ад? Жажда вновь возлюбить то, что презрел и не любил на земле», Федор Михайлович Достоевский

Самая больная для Достоевского тенденция в современном ему мире – это тенденция к «разделению и обособлению». Преодоление этого, «объединение идей» и объединение людей – любимое поле для работы его мысли.

Самое ужасное разделение, которое только возможно по мнению Достоевского – это отделить себя от общей вины, замкнуться в своей «правоте» по примеру Родиона Раскольникова.

Разумихин и Дуня Раскольникова. Иллюстрация, И.С.Глазунов

«Минуты две продолжалось молчание. Он сидел, потупившись, и смотрел в землю; Дунечка стояла на другом конце стола и с мучением смотрела на него. Вдруг он встал:
— Поздно, пора. Я сейчас иду предавать себя. Но я не знаю, для чего я иду предавать себя.
Крупные слезы текли по щекам ее.
— Ты плачешь, сестра, а можешь ты протянуть мне руку?
— И ты сомневался в этом?
Она крепко обняла его.
— Разве ты, идучи на страдание, не смываешь уже вполовину свое преступление? — вскричала она, сжимая его в объятиях и целуя его.
— Преступление? Какое преступление? — вскричал он вдруг, в каком-то внезапном бешенстве, — то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку процентщицу, никому не нужную, которую убить сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это-то преступление? Не думаю я о нем и смывать его не думаю» .

Федор Михайлович в 1866 году написал «Преступление и наказание» – потрясающий роман о воскрешении человека.

Соня в романе выговаривает в ответ на попытку Раскольникова возмутить ее против Катерины Ивановны, продавшей ее за своих детей: «Мы одно, заодно живем». Достоевский определяет это как естественный закон человеческого бытия.

Эта идея, проходящая через все «великое пятякнижие Достоевского», первое свое отчетливое воплощение получила в «Преступлении и наказании», в воскрешении Раскольникова.

Соня читает Раскольникову Евангелие. Иллюстрация к «Преступлению и наказанию» И.С.Глазунов.

«Он отошел наконец, даже не помня, где он находится; но когда дошел до средины площади, с ним вдруг произошло одно движение, одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего — с телом и мыслию.

Он вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: „Я убийца!“. Он весь задрожал, припомнив это.

И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Всё разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю…

Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием. Он встал и поклонился в другой раз» .

Икона воскрешения Лазаря

Источник — Опыт духовной биографии Ф.М. Достоевского — «ГЛАВНЫЙ ВОПРОС, КОТОРЫМ Я МУЧИЛСЯ СОЗНАТЕЛЬНО И БЕССОЗНАТЕЛЬНО ВСЮ МОЮ ЖИЗНЬ — СУЩЕСТВОВАНИЕ БОЖИЕ…», Татьяна Александровна Касаткина.