Достоевский умер 28 января (9 февраля н.с.) 1881 года в своем рабочем кабинете накануне годовщины смерти Пушкина, которого он за несколько месяцев перед тем, на торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве, почтил речью, прогремевшей на всю Россию.
Минуло более тридцати лет с отмененной на Семеновском плацу Санкт-Петербурга смертной казни, положившей начало пути Достоевского к последнему вздоху в окружении семьи, по исповедании и причащении.
«Христианство есть доказательство того, что в человеке может вместиться Бог. Это величайшая идея и величайшая слава человека, до которой он мог достигнуть», Федор Михайлович Достоевский
Последние годы все чаще и чаще применительно к Достоевскому звучало слово «пророк», все больше и больше людей, знакомых и незнакомых обращались к нему за поддержкой и советом, многие приходили к нему в поисках веры.
Достоевскому писала вся Россия – и он отвечал ей на страницах «Дневника писателя». Он мог помочь, потому что искал веру долго, знал пути неверия как никто другой, и продумал столько «доводов противных».
Эти пути, эти доводы в его романах изложены так последовательно, так сильно, так сокрушительно, что, кажется, непременно должны взбунтовать человека против Бога, создавшего такой мир – мир невинных страданий и бессмысленных жертв.
Но каждый раз, когда нас поражает своей неотразимостью последний, сокрушительный пример, терзающий душу случай, оказывается, что в глубине его таится Образ вечный и несокрушимый, и Он обличает нас, бунтовщиков, потому что оказывается, что Он жертва, а те, кого, по нашему признанию, можно только расстрелять — это мы сами.
И в этот миг атеист вдруг оказывается на предпоследней ступени к самой пламенной вере.
Когда тело Достоевского, накануне погребения, было при небывалом стечении народа, провожавшего усопшего, перенесено в Александро-Невскую лавру, в церковь Святого Духа, и, по совершении всенощной, оставлено в церкви на ночь, то псалтирь над гробом читали всю ночь студенты и курсистки.
Исидор (Никольский), митрополит Петербургский, наместник и настоятель Александро-Невской лавры рассказывал семье Достоевского:
«В субботу вечером я отправился в церковь Святого Духа, чтобы поклониться праху Достоевского. Монахи задержали меня у дверей и сказали, что в церкви, которую я считал пустой, полно людей. Тогда я направился наверх, в маленькую часовню, находящуюся на втором этаже соседней церкви, окна которой выходят в церковь Святого Духа.
Я провел там часть ночи, наблюдая за студентами, не видимый ими. Они молились, стоя на коленях, с плачем и рыданиями. Монахи хотели читать у гроба псалмы, но студенты взяли у них псалтирь и по очереди читали псалмы.
Никогда еще я не слышал подобного чтения псалмов! Студенты читали их дрожащим от волнения голосом, вкладывая душу в каждое произносимое ими слово. И мне еще говорят, что эти молодые люди атеисты и презирают нашу Церковь. Какой же магической силой обладал Достоевский, чтобы так вновь обратить их к Богу?»
По свидетельству многих православных священников, в семидесятые годы XX века, когда в России росло уже третье поколение атеистов, и внуков воспитывали бабушки, бывшие комсомолки, и, казалось, что молодежь потеряна для Церкви, вдруг молодые люди во множестве стали креститься и воцерковляться.
Когда священники спрашивали их: «Что привело вас в Церковь?» — многие отвечали: «Читал Достоевского».
Романы
1846 — Бедные люди, 1861 — Униженные и оскорблённые, 1866 — Преступление и наказание, 1866 — Игрок, 1868-1869 — Идиот, 1871—1872 — Бесы, 1876 — Подросток, 1879—1880 — Братья Карамазовы.
Повести
1846 — Двойник, 1847 — Хозяйка, 1848 — Слабое сердце, 1848 — Неточка Незванова, 1848 — Белые ночи, 1859 — Дядюшкин сон, 1859 — Село Степанчиково и его обитатели, 1860 — Записки из Мёртвого дома, 1864 — Записки из подполья, 1870 — Вечный муж, 1876 — Кроткая.
Рассказы
1846 — Как опасно предаваться честолюбивым снам, 1846 — Господин Прохарчин, 1847 — Роман в девяти письмах, 1848 — Ползунков, 1848 — Честный вор, 1848 — Ёлка и свадьба, 1849 — Маленький герой, 1860 — Чужая жена и муж под кроватью, 1862 — Скверный анекдот, 1865 — Крокодил, 1873 — Бобок, 1876 — Мужик Марей, 1876 — Мальчик у Христа на ёлке, 1877 — Сон смешного человека, 1878 — Из дачных прогулок Кузьмы Пруткова и его друга.
Публицистика и критика, очерки
1847 — Петербургская летопись, 1861 — Рассказы Н.В. Успенского, 1862 — Зимние заметки о летних впечатлениях, 1873 — Маленькие картинки, 1876 — Столетняя, 1880 — Приговор, 1880 — Пушкин.
Дневник писателя
1873 — Дневник писателя. 1873 год, 1876 — Дневник писателя. 1876 год, 1877 — Дневник писателя. Январь-август 1877 года, 1877 — Дневник писателя. Сентябрь-декабрь 1877 года, 1880 — Дневник писателя. 1880 год, 1881 — Дневник писателя. 1881 год,
Сбритые бакенбарды, Сборник фольклорного материала «Моя тетрадка каторжная», известный также под названием «Сибирской тетради», писавшийся Достоевским во время его каторги.
Источник — Опыт духовной биографии Ф.М. Достоевского — «ГЛАВНЫЙ ВОПРОС, КОТОРЫМ Я МУЧИЛСЯ СОЗНАТЕЛЬНО И БЕССОЗНАТЕЛЬНО ВСЮ МОЮ ЖИЗНЬ — СУЩЕСТВОВАНИЕ БОЖИЕ…», Татьяна Александровна Касаткина.